< >
Организация туров и экскурсий
по Грузии, услуги размещения
Валюта
Назад
Достопримечательности

Город-крепость Армази на правом берегу Куры напротив Мцхета, был царской резиденцией и местом исполнения языческих ритуалов. Когда в IV веке, святая Нина пришла в Иберию с проповедью христианства, она попала на языческий праздник в честь бога Армази и оставила письменные воспоминания о нем. 

Ныне на горе Армази нет больше города, от древней крепости до нас дошли только небольшие фрагменты. Однако на месте царского дворца в 1943-1948 гг были проведены археологические раскопки. Выяснилось, что в этом месте площадь примерно в 30 га со всех сторон была окружена стеной и башнями.  Это местечко – Багинети или Армазис-цихе – содержит руины царского дворца,  гипокаустные бани , каменный саркофаг царевны и многое другое. Погребения здесь относятся к I-III векам нашей эры.

Гипокауст - наиболее распространённый тип классической античной, в особенности древнеримской, отопительной системы, предназначенной для обогрева одноэтажных зданий. Изобретен торговецем и гидроинженером Сергий Ората в I веке до н. э. Гипокауст представлял собой печь, обычно расположенную за пределами отапливаемого помещения, которая имела систему каналов и труб, проводивших тёплый воздух под пол и в стены здания.

До VI—III вв. до н. э. постройки возводились без применения известкового раствора. Нижняя часть крепостных стен, башен и устоев выложена из каменных квадров. Обычно первый, нижний ряд каменных квадров уложен в специально вынутой в скале выемке. Последующие же ряды перевязаны между собой скобами. На таких тщательно заложенных и укрепленных фундаментах и на нижней части вообще воздвигали из сырца крепостные стены, башни и устои. С III в. до н. э. в городской архитектуре Грузии наблюдается большой перелом. Начинает распространяться известковый раствор, который с этого времени становится характерной особенностью городского строительства. Строительное искусство того времени, наряду с известковым раствором, усвоило и постепенно стало широко использовать отделку каменными квадрами строившихся на известковом растворе сооружений. Уже в IV—III вв. до н. э., постройки (гражданские, культовые, крепостные) были покрыты черепицей. В покрытии зданий использовалась черепица двух видов: плоская черепица с загнутыми боками (типа солена) и желобчатая (типа калиптера). Черепица изготовлялась в местных мастерских.

Среди сооружений Армазис-цихе следует выделить здание, известное под именем «колонного зала», выстроенное не позднее 2 в. до н.э. Оно состояло из одного большого, прямоугольного в плане (20,8x8,9 м) помещения. Стены в нижних частях, на высоту до 3 м, сложены насухо из прекрасно вытесанных квадров красноватого песчаника, а в верхних частях из сырца. Внутри «зала» стояли в один ряд шесть деревянных колонн с каменными базами и капителями, поддерживавшие двускатную кровлю, крытую черепицей. Главным фасадом здания служила длинная восточная стена, в середине которой была расположена дверь, а с боков имелись антообразные выступы. Этим создавалась растянутая вширь композиция всего здания, характерная для некоторых архитектурных сооружений древневосточных государств.

Ширина Армазской южной крепостной стены равнялась четырем, шести, а местами восьми метрам. Основанием поднимавшейся из скал ограды служил тесаный камень, а на нем была возведена стена из сырцового кирпича высотою в 2,5 м. Крепость снабжалась водой по глиняным трубам и каменным желобам.

В Багинети найдена "Армазская билингва" — греко-арамейская эпитафия, найденная при раскопках в Багинети в 1940 году. Текст расшифровал Георгий Церетели в 1941 году. Как оказалась, это надгробная плита девушки 21 года — Серафиты. Столь значимая эпитафия указывает на её благородное происхождение.Надпись содержит необычную по форме и начертанию букв версию арамейского алфавита, которая стала известна как «армазское письмо».

«Я, Серафита, дочь Зеваха, младшего питиахша царя Фарсмана, жена Иодмангана-победоносца (военачальника) и много побед одержавшего(сделавшего) двороуправителя царя Хсефарнуга — сына Агриппы, двороуправителя царя Фарсмана. Горе тебе, которая была молодая. И столь хорошая и красивая была, что никто не был ей подобен по красоте. И умерла 21 году (жизни).»

В надписи упомянуты и другие представители рабовладельческой аристократии: супруг Серафиты, вышеупомянутый Иодманган — двороуправитель царя Хсефарнуга, он же «победоносный военачальник, много раз одержавший победу над врагами»; еще свёкор Серафиты Агриппа — двороуправитель царя Фарсмана. 

При раскопках некрополя правящей династии в Армази были найдены два камня с выгравированными портретами двух питиахш: Аспарух (вероятно, современник римского императора Адриана, правил в 117—138 годах н. э.), Зевах (правил в 150 году н. э.), редкий пример аутентичного дохристианского грузинского портрета.

Погребальный инвентарь из армазисхевского некрополя содержит те предметы, которые сопутствовали правителям Иберии при жизни. Репертуар армазских вещей невольно заставляет вспомнить картины роскоши, живо нарисованные античными писателями: "Все, что было в стенах дома перед глазами человека, все несет на себе отпечаток высокого художественного вкуса, начиная от облицовки стены, кончая кухонной утварью". Отсюда открывается отличный вид на Мцхету, легендарную церковь Креста (Джвари) и на место слияние рек Арагви и Куры. Именно во время раскопок в Армазис-цихе были найдены великолепные золотые украшения – гордость золотого фонда Национального музея Грузии. Золотые изделия из Армазисхеви (пояса, диадемы, драгоценное оружие, ожерелья, браслеты, кольца, серьги, подвески, бусы) отличаются исключительным мастерством исполнения. Изделия из высокопробного золота проработаны чеканкой, филигранью, зернью, сложным плетением. Альмандин, бирюза, аметист, сердолик, изумруд, подчас эмалевые вставки введены в золотые изделия. Их цвет и блеск сочетаются с золотом, придавая изделию изысканность и богатство.

Римский император Виспасиан (69-79), основатель династии Флавиев, в 75 году н.э. укрепил Армази. Каменная стелла, найденная в Армази в 1867 году, свидетельствует о деятельности Веспасиана в Армази. 

Мцхета имела своего «зодчего и главного художника». Эпитафия на могиле одного из таких зодчих — Аврелия Ахола сохранилась до наших дней. 

Раскопки Багинети на горе Армази
Раскопки Багинети на горе Армази

Город-крепость Армази на правом берегу Куры напротив Мцхета, был царской резиденцией и местом исполнения языческих ритуалов. Когда в IV веке, святая Нина пришла в Иберию с проповедью христианства, она попала на языческий праздник в честь бога Армази и оставила письменные воспоминания о нем. 

Ныне на горе Армази нет больше города, от древней крепости до нас дошли только небольшие фрагменты. Однако на месте царского дворца в 1943-1948 гг были проведены археологические раскопки. Выяснилось, что в этом месте площадь примерно в 30 га со всех сторон была окружена стеной и башнями.  Это местечко – Багинети или Армазис-цихе – содержит руины царского дворца,  гипокаустные бани , каменный саркофаг царевны и многое другое. Погребения здесь относятся к I-III векам нашей эры.

Гипокауст - наиболее распространённый тип классической античной, в особенности древнеримской, отопительной системы, предназначенной для обогрева одноэтажных зданий. Изобретен торговецем и гидроинженером Сергий Ората в I веке до н. э. Гипокауст представлял собой печь, обычно расположенную за пределами отапливаемого помещения, которая имела систему каналов и труб, проводивших тёплый воздух под пол и в стены здания.

До VI—III вв. до н. э. постройки возводились без применения известкового раствора. Нижняя часть крепостных стен, башен и устоев выложена из каменных квадров. Обычно первый, нижний ряд каменных квадров уложен в специально вынутой в скале выемке. Последующие же ряды перевязаны между собой скобами. На таких тщательно заложенных и укрепленных фундаментах и на нижней части вообще воздвигали из сырца крепостные стены, башни и устои. С III в. до н. э. в городской архитектуре Грузии наблюдается большой перелом. Начинает распространяться известковый раствор, который с этого времени становится характерной особенностью городского строительства. Строительное искусство того времени, наряду с известковым раствором, усвоило и постепенно стало широко использовать отделку каменными квадрами строившихся на известковом растворе сооружений. Уже в IV—III вв. до н. э., постройки (гражданские, культовые, крепостные) были покрыты черепицей. В покрытии зданий использовалась черепица двух видов: плоская черепица с загнутыми боками (типа солена) и желобчатая (типа калиптера). Черепица изготовлялась в местных мастерских.

Среди сооружений Армазис-цихе следует выделить здание, известное под именем «колонного зала», выстроенное не позднее 2 в. до н.э. Оно состояло из одного большого, прямоугольного в плане (20,8x8,9 м) помещения. Стены в нижних частях, на высоту до 3 м, сложены насухо из прекрасно вытесанных квадров красноватого песчаника, а в верхних частях из сырца. Внутри «зала» стояли в один ряд шесть деревянных колонн с каменными базами и капителями, поддерживавшие двускатную кровлю, крытую черепицей. Главным фасадом здания служила длинная восточная стена, в середине которой была расположена дверь, а с боков имелись антообразные выступы. Этим создавалась растянутая вширь композиция всего здания, характерная для некоторых архитектурных сооружений древневосточных государств.

Ширина Армазской южной крепостной стены равнялась четырем, шести, а местами восьми метрам. Основанием поднимавшейся из скал ограды служил тесаный камень, а на нем была возведена стена из сырцового кирпича высотою в 2,5 м. Крепость снабжалась водой по глиняным трубам и каменным желобам.

В Багинети найдена "Армазская билингва" — греко-арамейская эпитафия, найденная при раскопках в Багинети в 1940 году. Текст расшифровал Георгий Церетели в 1941 году. Как оказалась, это надгробная плита девушки 21 года — Серафиты. Столь значимая эпитафия указывает на её благородное происхождение.Надпись содержит необычную по форме и начертанию букв версию арамейского алфавита, которая стала известна как «армазское письмо».

«Я, Серафита, дочь Зеваха, младшего питиахша царя Фарсмана, жена Иодмангана-победоносца (военачальника) и много побед одержавшего(сделавшего) двороуправителя царя Хсефарнуга — сына Агриппы, двороуправителя царя Фарсмана. Горе тебе, которая была молодая. И столь хорошая и красивая была, что никто не был ей подобен по красоте. И умерла 21 году (жизни).»

В надписи упомянуты и другие представители рабовладельческой аристократии: супруг Серафиты, вышеупомянутый Иодманган — двороуправитель царя Хсефарнуга, он же «победоносный военачальник, много раз одержавший победу над врагами»; еще свёкор Серафиты Агриппа — двороуправитель царя Фарсмана. 

При раскопках некрополя правящей династии в Армази были найдены два камня с выгравированными портретами двух питиахш: Аспарух (вероятно, современник римского императора Адриана, правил в 117—138 годах н. э.), Зевах (правил в 150 году н. э.), редкий пример аутентичного дохристианского грузинского портрета.

Погребальный инвентарь из армазисхевского некрополя содержит те предметы, которые сопутствовали правителям Иберии при жизни. Репертуар армазских вещей невольно заставляет вспомнить картины роскоши, живо нарисованные античными писателями: "Все, что было в стенах дома перед глазами человека, все несет на себе отпечаток высокого художественного вкуса, начиная от облицовки стены, кончая кухонной утварью". Отсюда открывается отличный вид на Мцхету, легендарную церковь Креста (Джвари) и на место слияние рек Арагви и Куры. Именно во время раскопок в Армазис-цихе были найдены великолепные золотые украшения – гордость золотого фонда Национального музея Грузии. Золотые изделия из Армазисхеви (пояса, диадемы, драгоценное оружие, ожерелья, браслеты, кольца, серьги, подвески, бусы) отличаются исключительным мастерством исполнения. Изделия из высокопробного золота проработаны чеканкой, филигранью, зернью, сложным плетением. Альмандин, бирюза, аметист, сердолик, изумруд, подчас эмалевые вставки введены в золотые изделия. Их цвет и блеск сочетаются с золотом, придавая изделию изысканность и богатство.

Римский император Виспасиан (69-79), основатель династии Флавиев, в 75 году н.э. укрепил Армази. Каменная стелла, найденная в Армази в 1867 году, свидетельствует о деятельности Веспасиана в Армази. 

Мцхета имела своего «зодчего и главного художника». Эпитафия на могиле одного из таких зодчих — Аврелия Ахола сохранилась до наших дней. 

добавить в избранное
Поделиться: