< >
Организация туров и экскурсий
по Грузии, услуги размещения
Валюта
Достопримечательности

Строительная надпись Болнисского Сиона известна благодаря своему историческому значению и содержанию (строительство Сиона было начато в 20-й год воцарения Пероза Сасанида и завершено через 15 лет, в 493 г.) и является древнейшей из датированных грузинских надписей на территории современной Грузии.

Самым значительным церковным зданием начала средневековья является Болнисский Сион, построенный в конце V в., в 478 — 493 гг. (по другому варианту расшифровки строительной надписи — в 478 — 502 гг.), расположенный неподалеку от районного центра, на левом берегу реки Поладаури[2]. Это трехнефная базилика; в интерьере пять пар столбов; алтарная апсида выступает полукругом за пределы прямоугольного плана здания; в свое время вдоль северного фасада тянулась открытая арочная галерея, но она почти полностью разрушена; с южной стороны — небольшая входная галерея с двумя арочными пролетами, которые занимают половину длины фасада. Рядом с ней закрытая снаружи крещальня, сообщающаяся только с интерьером здания. Таким образом, входы в базилику были устроены с юга и севера, тогда как обычно в базиликах вход делается с запада; входящий сразу же воспринимает удлиненное, именно базиликальное пространство с подчеркнутой продольной осью. Грузинский же мастер, воспитанный в духе «центральных» зданий, как бы нарочно пересек продольную ось: вошедший в храм одновременно воспринимает равномерные отрезки пространства слева и справа. Главным акцентом внутри является, конечно, глубокая полукруглая алтарная апсида, к которой направлены два ряда параллельно расположенных столбов.

Снаружи здание Сиона предельно просто. Для этого времени характерным являются массивные, приземистые пропорции: три нефа перекрыты общей двускатной кровлей, что усиливает впечатление малой дифференцированности широко распростертого по земле здания (высказано предположение, что первоначально средний неф все же выделялся и храм имел обычный базиликальный профиль). Перед взором зрителя, прежде всего, предстает огромная, почти не расчлененная плоскость западного фасада. В открытых входах виднеется толщина мощных стен (около 1,5 м). Эта первозданная архаическая мощь и массивность смягчается цветом стен: фасады облицованы изумительной красоты туфом изумрудного цвета, интенсивность которого усиливается благодаря цельности, нерасчленности фасада. Раньше, когда северная галерея еще не была разрушена, ее открытые арки, видимо, неообычайно оживляли общее впечатление.

Для зодчества этой эпохи характерно то, что основной художественной задачей является организация внутреннего пространства, решение же фасадов не привлекает особого внимания. И в самом деле, интерьер Болнисского Сиона своими простыми формами и гармоничными пропорциями создает впечатление силы и величия, хотя абсолютные размеры храма не очень значительны.

Декоративное убранство здания сдержано: в северной галерее были украшены резьбой базы и капители столбов, внутри же храма — капители пилястров. В мотивах резьбы видны, с одной стороны, растительные мотивы, родственные сасанидским, с другой стороны, христианский символ — крест, причем можно выделить специфический вариант, обычно называемый «болнисским крестом»: равноконечный крест с расширяющимися оконечностями рукавов, вписанный в круг и окруженный двойным рядом мелких треугольников. Весьма характерны также изображения животных (см. ниже).

Известно, что стены Болнисского Сиона сохранили самые древние из обнаруженных на территории Грузии надписей, исполненные заглавным письмом «асомтаврули». Одна из них, над северным входом, дает возможность точно датировать памятник (эта надпись была обнаружена во время расчистки памятника и в данное время хранится в Тбилиси, в Государственном музее Грузии).

В Болнисском Сионе налицо многие характерные черты ранней ступени средневекового грузинского искусства. «Кроме вышеуказанных (общая простота и строгость, особенное внимание к оформлению интерьера, три нефа под одной двускатной кровлей, выделение специальной комнаты под крещальню, что в дальнейшем не встречается), характерными являются также отсутствие диаконника и ризницы по сторонам алтарной апсиды, подковообразные очертания арок и открытые арочные люнеты над входами.

В целом в Болнисском Сионе наблюдается наличие всех характерных особенностей грузинских базилик. Они резко отличаются от западных, эллинистических базилик, для которых характерны кирпичные фасады, плоские (а не сводчатые) перекрытия, колонны (а не столбы), архитравы (а не арки) над устоями, отчетливо выделенный средний неф, окна в продольных стенах и т. д. У грузинских базилик нет также и распространенного на Западе атриума (огороженный двор перед входом), нет и нартекса (галерей) вдоль западного фасада. Роль нартекса в Болниси играли, по-видимому, южная и северная галереи. Грузинские базилики, наряду с армянскими, сирийскими и малоазийскими, представляют собой своеобразную, независимую группу «восточных базилик».

Болнисский Сион - один из первых памятников, сохранивших каменные рельефы. Здесь на капителях столбов представлены растительные мотивы, изображения крестов и фигур животных. Среди этих рельефов часто встречаются изображения нехристианского происхождения. Таковы, например, фигуры сидящих друг против друга крылатых львов и бегущей между ними лани. Сходные темы известны в сасанидском Иране, но грузинский мастер использует их, поскольку они близки к коренным традициям, близки к его миропониманию. То же можно сказать о рельефе с изображением бычьей головы с крестом между рогами. И этот древний, известный еще с времен язычества, мотив новая религия как бы освятила собственным символом. С другой стороны, встречается древнехристианская символика, которая проникла в Грузию вместе с христианством: павлин — символ воскрешения, олень — символ верующей души. Но и в этих случаях мастера не удовлетворяются простым повторением образцов, они предпочитают трактовать их по-своему.

Болнисский Сиони
Болнисский Сиони

Строительная надпись Болнисского Сиона известна благодаря своему историческому значению и содержанию (строительство Сиона было начато в 20-й год воцарения Пероза Сасанида и завершено через 15 лет, в 493 г.) и является древнейшей из датированных грузинских надписей на территории современной Грузии.

Самым значительным церковным зданием начала средневековья является Болнисский Сион, построенный в конце V в., в 478 — 493 гг. (по другому варианту расшифровки строительной надписи — в 478 — 502 гг.), расположенный неподалеку от районного центра, на левом берегу реки Поладаури[2]. Это трехнефная базилика; в интерьере пять пар столбов; алтарная апсида выступает полукругом за пределы прямоугольного плана здания; в свое время вдоль северного фасада тянулась открытая арочная галерея, но она почти полностью разрушена; с южной стороны — небольшая входная галерея с двумя арочными пролетами, которые занимают половину длины фасада. Рядом с ней закрытая снаружи крещальня, сообщающаяся только с интерьером здания. Таким образом, входы в базилику были устроены с юга и севера, тогда как обычно в базиликах вход делается с запада; входящий сразу же воспринимает удлиненное, именно базиликальное пространство с подчеркнутой продольной осью. Грузинский же мастер, воспитанный в духе «центральных» зданий, как бы нарочно пересек продольную ось: вошедший в храм одновременно воспринимает равномерные отрезки пространства слева и справа. Главным акцентом внутри является, конечно, глубокая полукруглая алтарная апсида, к которой направлены два ряда параллельно расположенных столбов.

Снаружи здание Сиона предельно просто. Для этого времени характерным являются массивные, приземистые пропорции: три нефа перекрыты общей двускатной кровлей, что усиливает впечатление малой дифференцированности широко распростертого по земле здания (высказано предположение, что первоначально средний неф все же выделялся и храм имел обычный базиликальный профиль). Перед взором зрителя, прежде всего, предстает огромная, почти не расчлененная плоскость западного фасада. В открытых входах виднеется толщина мощных стен (около 1,5 м). Эта первозданная архаическая мощь и массивность смягчается цветом стен: фасады облицованы изумительной красоты туфом изумрудного цвета, интенсивность которого усиливается благодаря цельности, нерасчленности фасада. Раньше, когда северная галерея еще не была разрушена, ее открытые арки, видимо, неообычайно оживляли общее впечатление.

Для зодчества этой эпохи характерно то, что основной художественной задачей является организация внутреннего пространства, решение же фасадов не привлекает особого внимания. И в самом деле, интерьер Болнисского Сиона своими простыми формами и гармоничными пропорциями создает впечатление силы и величия, хотя абсолютные размеры храма не очень значительны.

Декоративное убранство здания сдержано: в северной галерее были украшены резьбой базы и капители столбов, внутри же храма — капители пилястров. В мотивах резьбы видны, с одной стороны, растительные мотивы, родственные сасанидским, с другой стороны, христианский символ — крест, причем можно выделить специфический вариант, обычно называемый «болнисским крестом»: равноконечный крест с расширяющимися оконечностями рукавов, вписанный в круг и окруженный двойным рядом мелких треугольников. Весьма характерны также изображения животных (см. ниже).

Известно, что стены Болнисского Сиона сохранили самые древние из обнаруженных на территории Грузии надписей, исполненные заглавным письмом «асомтаврули». Одна из них, над северным входом, дает возможность точно датировать памятник (эта надпись была обнаружена во время расчистки памятника и в данное время хранится в Тбилиси, в Государственном музее Грузии).

В Болнисском Сионе налицо многие характерные черты ранней ступени средневекового грузинского искусства. «Кроме вышеуказанных (общая простота и строгость, особенное внимание к оформлению интерьера, три нефа под одной двускатной кровлей, выделение специальной комнаты под крещальню, что в дальнейшем не встречается), характерными являются также отсутствие диаконника и ризницы по сторонам алтарной апсиды, подковообразные очертания арок и открытые арочные люнеты над входами.

В целом в Болнисском Сионе наблюдается наличие всех характерных особенностей грузинских базилик. Они резко отличаются от западных, эллинистических базилик, для которых характерны кирпичные фасады, плоские (а не сводчатые) перекрытия, колонны (а не столбы), архитравы (а не арки) над устоями, отчетливо выделенный средний неф, окна в продольных стенах и т. д. У грузинских базилик нет также и распространенного на Западе атриума (огороженный двор перед входом), нет и нартекса (галерей) вдоль западного фасада. Роль нартекса в Болниси играли, по-видимому, южная и северная галереи. Грузинские базилики, наряду с армянскими, сирийскими и малоазийскими, представляют собой своеобразную, независимую группу «восточных базилик».

Болнисский Сион - один из первых памятников, сохранивших каменные рельефы. Здесь на капителях столбов представлены растительные мотивы, изображения крестов и фигур животных. Среди этих рельефов часто встречаются изображения нехристианского происхождения. Таковы, например, фигуры сидящих друг против друга крылатых львов и бегущей между ними лани. Сходные темы известны в сасанидском Иране, но грузинский мастер использует их, поскольку они близки к коренным традициям, близки к его миропониманию. То же можно сказать о рельефе с изображением бычьей головы с крестом между рогами. И этот древний, известный еще с времен язычества, мотив новая религия как бы освятила собственным символом. С другой стороны, встречается древнехристианская символика, которая проникла в Грузию вместе с христианством: павлин — символ воскрешения, олень — символ верующей души. Но и в этих случаях мастера не удовлетворяются простым повторением образцов, они предпочитают трактовать их по-своему.

добавить в избранное
Поделиться: