< >
Организация туров и экскурсий
по Грузии, услуги размещения
Валюта
Достопримечательности

В 10 км от Ахалцихе расположен древний монастырский комплекс Сапара. Осенью 2016 года завершились работы по укладке асфальтового покрытия на участке дороги протяженностью 7,2 км, связывающим Сапару с трассой Ахалцихе-Вардзия. Ранее к монастырю вела грунтовая дорога, которая в дождливую погоду становилась непроходимой, как для транспорта, так и для пешеходов. В зимнее время приходилось даже одевать цепи на колеса. Ремонт дороги обошелся в 1,4 миллиона долларов и осуществлялся при поддержке Всемирного банка, в рамках проекта по развитию туристического потенциала региона Самцхе-Джавахети. 

Монастырский комплекс Сапара состоит из нескольких строений, возведенных в разные времена. Из них центральным является храм Святого Сабы. Кроме того, тут расположены церкви больших и маленьких размеров, колокольни, жилые дома, дворец, башни и комнаты. Эти здания расположены на склоне горы на разных высотах. Самым древним из строений в комплексе Сапара является храм имени Успения Пресвятой Богородицы. Датируется X веком.

Действующий мужской монастырь расположен в уединенном ущелье, на высоте нескольких сот метров над Ахалцихе. Во все стороны открываются незабываемые виды. Над монастырем неплохо сохранились руины древней крепости.

В 1266 году первый независимый правитель региона и основатель династии - Саргис I Джакели и его самтавро были объявлены хасинджу хана. Понятие "хасинджу" подразумевает принятие  монгольским ханом крупного феодала,  под свое личное покровительство, взятие его феодального владения в свою собственность. Таким образом, самтавро Самцхе обрело независимость от грузинских царей. 80-м гг. XIII в. в это самтавро входили: Хеоба (Боржомское ущелье), Самцхе, Аджара, Шавшети, Артаани, Кола, Карсская земля (по-грузински: Карули Квекана), Кларджети, Тао и Спери. Большая часть этих обширных земель находится сегодня на территории Турции. 

В 1268 году Саргис I Джакели - подстригся в монахи под именем Саба.  Храм Святого Саввы - самый большой в монастырском комплексе Сапара. Он построен атабеком Саргисом II Джакели в 30 ее годы XIV века, в честь святого, имя которого принял при постриге Саргис I Джакели.

В 1280 году царь Грузии Дмитрий Самопожертвователь женится на Нателе - дочери Саргиса Джакели. Их сын, знаменитый в истории Грузии царь, Георгий V Блистательный. В 1334 году Георгий Блистательный дарует своему дяде Саргису II Джакели титул атабека. Самтаро Самцхе станет Самцхе-Саатабаго.

Монастырь Сапара стал усыпальницей рода Джакели. Саргис, Бека а также его сыновья — Саргис II и Кваркварэ изображены на фреске собора св. Сабы. Несмотря на широкое распространение в этот исторический период, визайтийского стиля во фресковой живописи, фрески церкви св. Саввы и церкви св. Марины в Сапаре сохраняют прочную связь с местными национальными художественными традициями. В этих памятниках восточные черты получают преобладание над византийскими и все заимствованные со стороны элементы неизменно подвергаются переработке в специфически грузинском духе.Известно имя зодчего собора св. Сабы, оно упомянуто в надписи над оконцем западного портика – это имя Фарезасдзе.

В 1393 году Тимур разорил Самцхе, Карскую область, Кола. Разрушил и сжег Ахалцихе. Но Сапара, насколько известно, не пострадала.

В 1501 году ислам шиитского толка шахом Исмаилом I Сефеви (1487-1524) утверждается в качестве официальной религии Ирана.  23 августа 1514 года на территории Самцхе-Саатабаго состоялась Чалдыранская битва между войсками турецкого султана Селима I и персидского шаха Исмаила I Сефеви за контроль над Армянским нагорьем, Закавказьем и Месопотамией. Окончилась победой армии Османской империи, что определило дальнейшую судьбу региона.

Помимо противоположных военно-стратегических интересов, турков и персов разделяли и религиозные противоречия.  Османский султан Селим I, после египетского похода, принял титул Халифа - духовного главы всех мусульман. Селим привез в Стамбул черное  знамя пророка "Укап" ("Орел") - "Санджак-Шериф".  Мусульмане-шииты подвергались гонениям на территории Османской Турции.

В 1551 году на територии Самцхе-Саатабаго произошло очередное столкновение интересов Османской Турции и Персидской империи: Ардануч был осаждён и отнят у атабегов Джакели войсками Сулеймана Великолепного, а персидский шах Тахмасп (1514-1576) разграбил Вардзию и убил монахов. В 1555 году Персия и Турция подписали Амасийский договор о разделе Закавказья на персидское и турецкое. В 1578 году Самцхе-Саатабаго было оккупировано войсками султана. Джакели на первых порах возглавили сопротивление захватчикам, но затем перешли на их сторону и первыми из крупных грузинских феодалов приняли ислам. В 1579 г. был создан Гюрджистанский эйялет. В 1582 году Сефер-паша — из рода Джакели был увезен в Стамбул. Там он принял ислам. Вернувшись в Самцхе, убил дядю Манучара III, последнего атабека княжества Самцхе. В 1628 г. ол был назначен бейлербеем Гюрджистанского (Чилдырского, Ахалцихского) эйялета. На этом посту был до конца жизни, до 1651 г. Так было покончено с княжеством атабеков Самцхе, и место атабеков занял военно-административный чиновник султана - наследственный паша из рода Джакели. Эти территории вернулись в состав Грузии только в ходе русско-турецкой войны, после военной кампании 1828-1829 гг  под командованием генерала Паскевича.

Во времена владычества турок монастырь не действовал, но при этом очень хорошо сохранился. Видимо, Джакели даже сменив веру, оберегали захоронения своих предков. Сегодня Сапара действующий мужской монастырь.

Посетить Сапара можно в рамках двухдневной экскурсии из Тбилиси. 

Монастырь Сапара
Монастырь Сапара

В 10 км от Ахалцихе расположен древний монастырский комплекс Сапара. Осенью 2016 года завершились работы по укладке асфальтового покрытия на участке дороги протяженностью 7,2 км, связывающим Сапару с трассой Ахалцихе-Вардзия. Ранее к монастырю вела грунтовая дорога, которая в дождливую погоду становилась непроходимой, как для транспорта, так и для пешеходов. В зимнее время приходилось даже одевать цепи на колеса. Ремонт дороги обошелся в 1,4 миллиона долларов и осуществлялся при поддержке Всемирного банка, в рамках проекта по развитию туристического потенциала региона Самцхе-Джавахети. 

Монастырский комплекс Сапара состоит из нескольких строений, возведенных в разные времена. Из них центральным является храм Святого Сабы. Кроме того, тут расположены церкви больших и маленьких размеров, колокольни, жилые дома, дворец, башни и комнаты. Эти здания расположены на склоне горы на разных высотах. Самым древним из строений в комплексе Сапара является храм имени Успения Пресвятой Богородицы. Датируется X веком.

Действующий мужской монастырь расположен в уединенном ущелье, на высоте нескольких сот метров над Ахалцихе. Во все стороны открываются незабываемые виды. Над монастырем неплохо сохранились руины древней крепости.

В 1266 году первый независимый правитель региона и основатель династии - Саргис I Джакели и его самтавро были объявлены хасинджу хана. Понятие "хасинджу" подразумевает принятие  монгольским ханом крупного феодала,  под свое личное покровительство, взятие его феодального владения в свою собственность. Таким образом, самтавро Самцхе обрело независимость от грузинских царей. 80-м гг. XIII в. в это самтавро входили: Хеоба (Боржомское ущелье), Самцхе, Аджара, Шавшети, Артаани, Кола, Карсская земля (по-грузински: Карули Квекана), Кларджети, Тао и Спери. Большая часть этих обширных земель находится сегодня на территории Турции. 

В 1268 году Саргис I Джакели - подстригся в монахи под именем Саба.  Храм Святого Саввы - самый большой в монастырском комплексе Сапара. Он построен атабеком Саргисом II Джакели в 30 ее годы XIV века, в честь святого, имя которого принял при постриге Саргис I Джакели.

В 1280 году царь Грузии Дмитрий Самопожертвователь женится на Нателе - дочери Саргиса Джакели. Их сын, знаменитый в истории Грузии царь, Георгий V Блистательный. В 1334 году Георгий Блистательный дарует своему дяде Саргису II Джакели титул атабека. Самтаро Самцхе станет Самцхе-Саатабаго.

Монастырь Сапара стал усыпальницей рода Джакели. Саргис, Бека а также его сыновья — Саргис II и Кваркварэ изображены на фреске собора св. Сабы. Несмотря на широкое распространение в этот исторический период, визайтийского стиля во фресковой живописи, фрески церкви св. Саввы и церкви св. Марины в Сапаре сохраняют прочную связь с местными национальными художественными традициями. В этих памятниках восточные черты получают преобладание над византийскими и все заимствованные со стороны элементы неизменно подвергаются переработке в специфически грузинском духе.Известно имя зодчего собора св. Сабы, оно упомянуто в надписи над оконцем западного портика – это имя Фарезасдзе.

В 1393 году Тимур разорил Самцхе, Карскую область, Кола. Разрушил и сжег Ахалцихе. Но Сапара, насколько известно, не пострадала.

В 1501 году ислам шиитского толка шахом Исмаилом I Сефеви (1487-1524) утверждается в качестве официальной религии Ирана.  23 августа 1514 года на территории Самцхе-Саатабаго состоялась Чалдыранская битва между войсками турецкого султана Селима I и персидского шаха Исмаила I Сефеви за контроль над Армянским нагорьем, Закавказьем и Месопотамией. Окончилась победой армии Османской империи, что определило дальнейшую судьбу региона.

Помимо противоположных военно-стратегических интересов, турков и персов разделяли и религиозные противоречия.  Османский султан Селим I, после египетского похода, принял титул Халифа - духовного главы всех мусульман. Селим привез в Стамбул черное  знамя пророка "Укап" ("Орел") - "Санджак-Шериф".  Мусульмане-шииты подвергались гонениям на территории Османской Турции.

В 1551 году на територии Самцхе-Саатабаго произошло очередное столкновение интересов Османской Турции и Персидской империи: Ардануч был осаждён и отнят у атабегов Джакели войсками Сулеймана Великолепного, а персидский шах Тахмасп (1514-1576) разграбил Вардзию и убил монахов. В 1555 году Персия и Турция подписали Амасийский договор о разделе Закавказья на персидское и турецкое. В 1578 году Самцхе-Саатабаго было оккупировано войсками султана. Джакели на первых порах возглавили сопротивление захватчикам, но затем перешли на их сторону и первыми из крупных грузинских феодалов приняли ислам. В 1579 г. был создан Гюрджистанский эйялет. В 1582 году Сефер-паша — из рода Джакели был увезен в Стамбул. Там он принял ислам. Вернувшись в Самцхе, убил дядю Манучара III, последнего атабека княжества Самцхе. В 1628 г. ол был назначен бейлербеем Гюрджистанского (Чилдырского, Ахалцихского) эйялета. На этом посту был до конца жизни, до 1651 г. Так было покончено с княжеством атабеков Самцхе, и место атабеков занял военно-административный чиновник султана - наследственный паша из рода Джакели. Эти территории вернулись в состав Грузии только в ходе русско-турецкой войны, после военной кампании 1828-1829 гг  под командованием генерала Паскевича.

Во времена владычества турок монастырь не действовал, но при этом очень хорошо сохранился. Видимо, Джакели даже сменив веру, оберегали захоронения своих предков. Сегодня Сапара действующий мужской монастырь.

Посетить Сапара можно в рамках двухдневной экскурсии из Тбилиси. 

добавить в избранное
Поделиться: