< >
Организация туров и экскурсий
по Грузии, услуги размещения
Валюта
Достопримечательности

Светицховели – кафедральный собор в честь 12 апостолов, старейший храм Грузии. Место интронизации Каталикос-Патриархов ГПЦ и родовая усыпальница грузинских царей. Памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. В октябре 2016 года, во время визита в Грузию, собор посетил Папа Римский Франциск.

Посетить собор Светицховели можно в рамках однодневных экскурсий из Тбилиси: "Мцхета - второй Иерусалим" и "Мцхета-Уплисцихе".

Собором называется главный храм в стране, в городе или монастыре. Собор, где находится кафедра архиерея, управляющего епархией, называется кафедральным.

Особенностью планировочной организации православного собора является многопридельность (от 3 до 8 приделов), а также наличие в алтаре у Горнего места возвышения с сидячими местами для епископа и священства и архиерейской кафедры в средней части собора. 

Первый храм на месте Светицховели был построен в 334-379 гг святым равноапостольным царем Мирианом (ум. 342 г). История его возведения, связана с преданием о мироточащем чудотворном кедре. После крещения Грузии, царь Мириан обратился к святой равноапостольной Нине крестительнице Грузии за советом. Где построить первый храм? Святая равноапостольная Нина велела царю Мириану сделать несущие столбы для будущего храма из ствола и ветвей чудотворного кедра. Кедр спилили, сделали столбы, но один из столбов никак не могли сдвинуть с места. Святая Нина долго молилась, и при большом стечении народа, явился ангел, поднял столб в воздух и установил его на особое место, угодное Богу. С тех пор, Животворящий столп (по-грузински, Свети-Цховели)  стоит на этом месте в храме. Его окружает каменная башенка. 

В V веке царь Вахтанг Горгасали добился автокефалии грузинской церкви (в Грузии вводится институт Патриаршества), и построил вместо прежней церкви каменную трехнефную базилику с выступающей апсидой. Вахтанг Горгасал причислен к лику святых, похоронен в Светицховели. Его белое мраморное надгробие рядом с башенкой вокруг Животворящего столпа.

Пять веков Светицховели был базиликой. С конца X века в Грузии начинается строительство кафедральных соборов: храм Ошки (ныне на территории Турции), храм Баграта в Кутаиси, Светицховели во Мцхета и Алаверди в Кахетии.

Когда католикос-патриарх ГПЦ Мельхисидек был в Константинополе в составе посольства грузинской царицы Мариам (матери царя Баграта III), он обратился к византийскому императору с просьбой о помощи в перестройке Мцхетского патриаршего собора Светицховели. Заботами святого католикоса Мелхиседека собор Светицховели в 1010-1029 гг был перестроен, и принял те величественные пропорции, которые сохранялись на начало XXI века. Стены каменной базилики, построенной Вахтангом Горгасалом были укреплены и надстроены, став органичной частью перестроенного храма. Фрагменты стен за стеклом относятся к V веку.

Собор начали строить при Баграте III, а завершили при его внуке Баграте IV. Основные работы велись в царствование Георгия I. История строительства Светицховели легла в основу романа великого грузинского писателя Константина Гамсахурдия "Десница великого мастера". Главные герои романа — царь Георгий I и архитектор-строитель храма Арсакидзе. Сталин прочел роман в одну ночь, разбудив Лаврентия Берию заявил: «Гамсахурдия отличный писатель, почему я не знал?». Выход книги совпал с рождением сына писателя, и поэтому ребенка (будущего первого Президента Грузии) назвали Звиад, в честь одного из героев романа. На северном фасаде высечено изображение правой руки человека, держащей наугольник.Подпись под ней гласит: «Рука раба Константина Арсакидзе, во отпущение грехов».Рядом высечена фигура одетого в грузинскую чоху безусого юноши.

В "Завещании Мелхиседека," где первосвятитель описывает свои патриаршеские труды, он перечисляет свои пожертвования Светицховели: золотые, серебряные, мозаичные иконы, богослужебную утварь, "монастыри и села." По просьбе католикоса-патриарха, царь Баграт III освободил принадлежавшие Светицховели деревни от податей, что было закреплено грамотой. Забота патриарха Мелхиседека о Светицховели также видна в том, что в "Завещании" им перечислены дары, сделанные для собора царем Багратом и Восточно-Римскими императорами; здесь же отмечено что тбилисский эмир Али (Тбилиси в то время уже 300 лет являлся столицей Арабского эмирата) освободил Светицховели от уплаты налога на овец, лошадей и вино. Мельхисидек завещал похоронить себя в Светицховели. На века Светицховели стал центром духовной жизни Грузии, усыпальницей царей и патриархов.

В южный неф в XIII или XIV веке встроили часовню, в подражание кувуклии Иерусалимского храма Воскресения (Храм Воскресения в Иерусалиме возведен на месте, где был распят, погребен, а затем воскрес Господь Иисус Христос).

Тамерлан серьезно повредил собор в конце XIV века. В первой половине XV века царь Александр Великий (1414-1442) восстановил храм по старому плану - были переложены части сводов и стен, заново возведен купол. Царь Александр похоронен в Светицховели.

Храм подвергся разграблению персидским шахом Аббасом в 1616 году, когда из его сокровищницы была унесена сохранявшаяся там часть Ризы Господней. В 1625г шах Абасс преподнес Ризу в дар первому царю из династии Романовых Михаилу. Реликвия долгое время хранилась в Успенском соборе Московского Кремля. В настоящее время, Риза находится в Храме Христа Спасителя в Москве.

Затем в соборе проводилось обновление в 1656 году, когда царицей Мариам была надстроена верхняя часть барабана купола. У храма есть верхние этажи. Если вы внимательно посмотрите наверх, вы увидите несколько дырок, имеющих функции бойниц. Они были пробиты уже после строительства храма, с целью обеспечения обороны.

В середине XVIII при католикосе Антонии I в Светицховели со всей страны были свезли книги, образовавшие библиотеку в 7 тысяч томов. Около того же времени при соборе была основана певческая школа Католикосата.

В 1795 г. Ага Мохаммед-хан овладел Тифлисом, и войска его преследовали бежавших грузин до самого Мцхета, в котором персияне не оставили камня на камне; и только знаменитый собор, этот памятник древнего величия Грузии, пощажен был благодаря заступничеству нахичеванского хана. "Не следует осквернять святыни и гробы царей", — сказал он своему отряду; храм остался нетронутым.

В XIX веке храм вновь подвергался перестройкам, были разобраны дополнительные помещения располагавшиеся вдоль северной и южной стен храма. 

12 марта 1917 года в Светицховели состоялся Собор грузинского духовенства и мирян, на котором было провозглашено восстановление автокефалии Грузинской Церкви. С восстановлением автокефалии настолование католикосов-патриархов стало вновь совершаться в Светицховели. 

Фрески собора Светицховели.

Храмы в XI веке почти всегда расписывались. Не был исключением и Светицховели. Огромная фигура сидящего на троне Христа и архангелов в алтарной апсиде переписаны уже в XIX веке по старому контуру росписи XI века. По ним можно судить о масштабе и значительности первоначальной фресковой росписи.

Фрагменты росписи, сохранившиеся на стенах храма, выполнены позднее, после реставрационных работ XV века, в основном в XVI-XVII веках.

Невысокая алтарная преграда с глухим парапетом из резных плит с открытой аркатурой над ними установлена при последней реконструкции (1972г.) взамен многоэтажного резного иконостаса XIX века, ничего общего не имеющего с принципами оформления интерьера храмов в древнегрузинском зодчестве. Ограда повторяет композицию известной алтарной преграды храма в Спети и восстанавливает характер общего решения интерьера в храмах Грузии.

Южная стена.

Греческая надпись подтверждает, что большая композиция на южной стене на текст псалма "Всякое дыхание да славит господа" исполнена в XVII веке. Эта композиция состоит из множеств сцен, открывающих зрителю полный сказочными существами и животными мир. Привлекает внимание группа девушек в белых головных уборах.

В центре фрески зодиакальный круг, в середине которого изображен Христос в Силах, по кругу ангелы. В христианстве зодиакальному кругу соответствует история жизни Христа, рождённого в день зимнего солнцестояния. Первые шесть знаков (от Овна до Девы) представляют инволюцию (материлизацию), тогда как следующие шесть знаков (от Весов до Рыб) соотносятся с эволюцией, то есть одухотворением.

Форма движения Зодиакального круга - вращение в вертикальной плоскости — чередование восхождения и нисхождения — оказывается отголоском платонических теорий относительно «падения» души в материальное существование и необходимости для нее обрести спасение, вернувшись по тому же пути.
 В эпоху христианства знаки зодиака с их числом двенадцать нередко ставились в символическую связь с апостолами Иисуса Христа: Овен - Петр; Телец - Андрей; Близнецы - Иаков Старший; Рак - Иоанн; Лев - Фома; Дева - Иаков Младший; Весы - Филипп; Скорпион - Варфоломей; Стрелец - Матфей; Козерог - Симон; Водолей - Иуда Фаддей; Рыбы - Матфей.Тетрамо́рф - человек, лев, бык и орел стражи четырёх углов Трона Господа и четырёх пределов рая. Позднее символы четырех евангелистов.

Выстроенная из камня кафедра католикоса у юго-западного подкупольного устоя, согласно надписи католикоса Иоанна Диасамидзе, была расписана на переломе XVII-XVIII веков. В росписи обращает на себя внимание сцена из легенды о хитоне господнем, связанной со строительством храма Светицховели. Фреска, изображающая супругу царя Ростома царицу Мариам с сыном Отиа Гуриели, датируется XVII веком.

Северная стена.

Сохранившиеся фрески относятся к XVI-XVII векам. Яркая и значимая фреска изображает Собор двенадцати апостолов - небесных покровителей храма. Есть два извода изображения Пресвятой Троицы - "Отечество" и "Авраамово гостеприимство". Троица «Отечество»: Бог-Отец – Ветхий Денми (символическое иконографическое изображение образа Бога Отца в образе седовласого старца), Бог-Сын отрок Эммануил (имя Эммануил присваивается любым изображениям Христа-отрока— как самостоятельным, так и в составе композиций икон Богородицы с Младенцем, Отечества, Собора Архангелов и др.), Святой дух – голубь. Такая композиция Троицы типична для российского Новогорода. Троица «Авраамово гостеприимство» с обильным столом и агнцем. В христианском богословии три ангела символизируют собой ипостаси Бога, которые мыслятся как нераздельные, но и неслиянные — как единосущная Святая Троица.

Иконы.

В конце XIX века известный иконописец Михаил-Гоброн Сабинин написал для храма Светицховели на основе древнегрузинских икон, фресок и миниатюр, которые он в течение своей жизни тщательно изучал, икону «Слава Грузинской Церкви», похожую на величественный свод грузинской агиографии.

В центре иконы изображен приготовленный из ствола мироточивого кедра столб, который Ангел поднял ввысь наподобие Воздвижения Креста. Он должен был служить главной опорой для купола строящегося храма Светицховели. Это изображение имеет, кроме буквального, еще и символическое значение:

1) оно указывает на метафизическую сторону православного храма. Храм — это священное место, концентрация духовного света, где реально присутствует горний мир. Храм — явление вечности во времени и бесконечности в пространстве;

2) мистическое строительство храма — это распространение христианства на земле, оно будет продолжаться до Второго Пришествия Спасителя;

3) Небесная Церковь невидимо, но постоянно участвует в судьбах Церкви земной. Обе Церкви составляют единый мистический организм;

4) Ангел-хранитель помогает созидать храм нашего сердца. Главным столпом этого духовного храм является православная вера, стенами — надежда, вершиной — любовь.

В верхней части иконы изображен Иисус Христос, как на иконе Вознесения — с простертыми для благословения руками. От Христа исходят лучи света, озаряя две сферы — небо и землю, делая их взаимопроникновенными. По правую сторону от Христа изображена Богоматерь, в руках Ее омофор — длинный узкий платок, который носили иудейские девушки. По преданию, Иверия — это апостольский жребий Девы Марии. Рядом с Девой Марией изображен святой великомученик Георгий Победоносец, родственник равноапостольной Нины. По левую сторону от благословляющего Христа стоят апостолы Андрей Первозванный и Матфий. Композиционный центр иконы «Слава Грузинской Католикосской Церкви» — Животворящий Столп, а под ним — тело Сидонии с Хитоном на груди.  Равноапостольная Нина с крестом в руке, царь Мириан и царица Тамара. Вокруг в молитвенном созерцании стоят святые Грузинской Церкви.

Святыни:

• Хитон Господень - покоится под храмом. В 2006 году со Святой Земли был привезен камень красноватого оттенка, который был возложен на фрагмент Хитона Господня в соборе.

• Плащ (милоть) ветхозаветного пророка Ильи.

• Животворящий Столп - находится почти в центре храма при переходе от центрального нефа в боковой южный неф. Над Столпом построена каменная сень, расписанная фресками XVII века. Большинство сохранившихся фрагментов иллюстрируют историю Хитона Господня и самого Столпа. В основании северной стороны имеется ниша с дверцами, где было место для взятия чудотворного мира, истекавшего из Столпа (миротечение прекратилось после нашествия шаха Аббаса I в начале XVII века).

• список с древней Цилканской иконы Божьей Матери. Подлинник иконы хранится в Музее искусств в Тбилиси. По преданию, образ Богоматери с младенцем написан на досках от вифлеемских ясель Иисуса.

• мощи апостола Андрея Первозванного

• ставротек с частицами Животворящего Креста.  

Текст завещания католикоса Мельхиседека здесь: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/IX/840-860/Gruz_dok_9_15/1-20/3.htm

Собор Светицховели
Собор Светицховели

Светицховели – кафедральный собор в честь 12 апостолов, старейший храм Грузии. Место интронизации Каталикос-Патриархов ГПЦ и родовая усыпальница грузинских царей. Памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. В октябре 2016 года, во время визита в Грузию, собор посетил Папа Римский Франциск.

Посетить собор Светицховели можно в рамках однодневных экскурсий из Тбилиси: "Мцхета - второй Иерусалим" и "Мцхета-Уплисцихе".

Собором называется главный храм в стране, в городе или монастыре. Собор, где находится кафедра архиерея, управляющего епархией, называется кафедральным.

Особенностью планировочной организации православного собора является многопридельность (от 3 до 8 приделов), а также наличие в алтаре у Горнего места возвышения с сидячими местами для епископа и священства и архиерейской кафедры в средней части собора. 

Первый храм на месте Светицховели был построен в 334-379 гг святым равноапостольным царем Мирианом (ум. 342 г). История его возведения, связана с преданием о мироточащем чудотворном кедре. После крещения Грузии, царь Мириан обратился к святой равноапостольной Нине крестительнице Грузии за советом. Где построить первый храм? Святая равноапостольная Нина велела царю Мириану сделать несущие столбы для будущего храма из ствола и ветвей чудотворного кедра. Кедр спилили, сделали столбы, но один из столбов никак не могли сдвинуть с места. Святая Нина долго молилась, и при большом стечении народа, явился ангел, поднял столб в воздух и установил его на особое место, угодное Богу. С тех пор, Животворящий столп (по-грузински, Свети-Цховели)  стоит на этом месте в храме. Его окружает каменная башенка. 

В V веке царь Вахтанг Горгасали добился автокефалии грузинской церкви (в Грузии вводится институт Патриаршества), и построил вместо прежней церкви каменную трехнефную базилику с выступающей апсидой. Вахтанг Горгасал причислен к лику святых, похоронен в Светицховели. Его белое мраморное надгробие рядом с башенкой вокруг Животворящего столпа.

Пять веков Светицховели был базиликой. С конца X века в Грузии начинается строительство кафедральных соборов: храм Ошки (ныне на территории Турции), храм Баграта в Кутаиси, Светицховели во Мцхета и Алаверди в Кахетии.

Когда католикос-патриарх ГПЦ Мельхисидек был в Константинополе в составе посольства грузинской царицы Мариам (матери царя Баграта III), он обратился к византийскому императору с просьбой о помощи в перестройке Мцхетского патриаршего собора Светицховели. Заботами святого католикоса Мелхиседека собор Светицховели в 1010-1029 гг был перестроен, и принял те величественные пропорции, которые сохранялись на начало XXI века. Стены каменной базилики, построенной Вахтангом Горгасалом были укреплены и надстроены, став органичной частью перестроенного храма. Фрагменты стен за стеклом относятся к V веку.

Собор начали строить при Баграте III, а завершили при его внуке Баграте IV. Основные работы велись в царствование Георгия I. История строительства Светицховели легла в основу романа великого грузинского писателя Константина Гамсахурдия "Десница великого мастера". Главные герои романа — царь Георгий I и архитектор-строитель храма Арсакидзе. Сталин прочел роман в одну ночь, разбудив Лаврентия Берию заявил: «Гамсахурдия отличный писатель, почему я не знал?». Выход книги совпал с рождением сына писателя, и поэтому ребенка (будущего первого Президента Грузии) назвали Звиад, в честь одного из героев романа. На северном фасаде высечено изображение правой руки человека, держащей наугольник.Подпись под ней гласит: «Рука раба Константина Арсакидзе, во отпущение грехов».Рядом высечена фигура одетого в грузинскую чоху безусого юноши.

В "Завещании Мелхиседека," где первосвятитель описывает свои патриаршеские труды, он перечисляет свои пожертвования Светицховели: золотые, серебряные, мозаичные иконы, богослужебную утварь, "монастыри и села." По просьбе католикоса-патриарха, царь Баграт III освободил принадлежавшие Светицховели деревни от податей, что было закреплено грамотой. Забота патриарха Мелхиседека о Светицховели также видна в том, что в "Завещании" им перечислены дары, сделанные для собора царем Багратом и Восточно-Римскими императорами; здесь же отмечено что тбилисский эмир Али (Тбилиси в то время уже 300 лет являлся столицей Арабского эмирата) освободил Светицховели от уплаты налога на овец, лошадей и вино. Мельхисидек завещал похоронить себя в Светицховели. На века Светицховели стал центром духовной жизни Грузии, усыпальницей царей и патриархов.

В южный неф в XIII или XIV веке встроили часовню, в подражание кувуклии Иерусалимского храма Воскресения (Храм Воскресения в Иерусалиме возведен на месте, где был распят, погребен, а затем воскрес Господь Иисус Христос).

Тамерлан серьезно повредил собор в конце XIV века. В первой половине XV века царь Александр Великий (1414-1442) восстановил храм по старому плану - были переложены части сводов и стен, заново возведен купол. Царь Александр похоронен в Светицховели.

Храм подвергся разграблению персидским шахом Аббасом в 1616 году, когда из его сокровищницы была унесена сохранявшаяся там часть Ризы Господней. В 1625г шах Абасс преподнес Ризу в дар первому царю из династии Романовых Михаилу. Реликвия долгое время хранилась в Успенском соборе Московского Кремля. В настоящее время, Риза находится в Храме Христа Спасителя в Москве.

Затем в соборе проводилось обновление в 1656 году, когда царицей Мариам была надстроена верхняя часть барабана купола. У храма есть верхние этажи. Если вы внимательно посмотрите наверх, вы увидите несколько дырок, имеющих функции бойниц. Они были пробиты уже после строительства храма, с целью обеспечения обороны.

В середине XVIII при католикосе Антонии I в Светицховели со всей страны были свезли книги, образовавшие библиотеку в 7 тысяч томов. Около того же времени при соборе была основана певческая школа Католикосата.

В 1795 г. Ага Мохаммед-хан овладел Тифлисом, и войска его преследовали бежавших грузин до самого Мцхета, в котором персияне не оставили камня на камне; и только знаменитый собор, этот памятник древнего величия Грузии, пощажен был благодаря заступничеству нахичеванского хана. "Не следует осквернять святыни и гробы царей", — сказал он своему отряду; храм остался нетронутым.

В XIX веке храм вновь подвергался перестройкам, были разобраны дополнительные помещения располагавшиеся вдоль северной и южной стен храма. 

12 марта 1917 года в Светицховели состоялся Собор грузинского духовенства и мирян, на котором было провозглашено восстановление автокефалии Грузинской Церкви. С восстановлением автокефалии настолование католикосов-патриархов стало вновь совершаться в Светицховели. 

Фрески собора Светицховели.

Храмы в XI веке почти всегда расписывались. Не был исключением и Светицховели. Огромная фигура сидящего на троне Христа и архангелов в алтарной апсиде переписаны уже в XIX веке по старому контуру росписи XI века. По ним можно судить о масштабе и значительности первоначальной фресковой росписи.

Фрагменты росписи, сохранившиеся на стенах храма, выполнены позднее, после реставрационных работ XV века, в основном в XVI-XVII веках.

Невысокая алтарная преграда с глухим парапетом из резных плит с открытой аркатурой над ними установлена при последней реконструкции (1972г.) взамен многоэтажного резного иконостаса XIX века, ничего общего не имеющего с принципами оформления интерьера храмов в древнегрузинском зодчестве. Ограда повторяет композицию известной алтарной преграды храма в Спети и восстанавливает характер общего решения интерьера в храмах Грузии.

Южная стена.

Греческая надпись подтверждает, что большая композиция на южной стене на текст псалма "Всякое дыхание да славит господа" исполнена в XVII веке. Эта композиция состоит из множеств сцен, открывающих зрителю полный сказочными существами и животными мир. Привлекает внимание группа девушек в белых головных уборах.

В центре фрески зодиакальный круг, в середине которого изображен Христос в Силах, по кругу ангелы. В христианстве зодиакальному кругу соответствует история жизни Христа, рождённого в день зимнего солнцестояния. Первые шесть знаков (от Овна до Девы) представляют инволюцию (материлизацию), тогда как следующие шесть знаков (от Весов до Рыб) соотносятся с эволюцией, то есть одухотворением.

Форма движения Зодиакального круга - вращение в вертикальной плоскости — чередование восхождения и нисхождения — оказывается отголоском платонических теорий относительно «падения» души в материальное существование и необходимости для нее обрести спасение, вернувшись по тому же пути.
 В эпоху христианства знаки зодиака с их числом двенадцать нередко ставились в символическую связь с апостолами Иисуса Христа: Овен - Петр; Телец - Андрей; Близнецы - Иаков Старший; Рак - Иоанн; Лев - Фома; Дева - Иаков Младший; Весы - Филипп; Скорпион - Варфоломей; Стрелец - Матфей; Козерог - Симон; Водолей - Иуда Фаддей; Рыбы - Матфей.Тетрамо́рф - человек, лев, бык и орел стражи четырёх углов Трона Господа и четырёх пределов рая. Позднее символы четырех евангелистов.

Выстроенная из камня кафедра католикоса у юго-западного подкупольного устоя, согласно надписи католикоса Иоанна Диасамидзе, была расписана на переломе XVII-XVIII веков. В росписи обращает на себя внимание сцена из легенды о хитоне господнем, связанной со строительством храма Светицховели. Фреска, изображающая супругу царя Ростома царицу Мариам с сыном Отиа Гуриели, датируется XVII веком.

Северная стена.

Сохранившиеся фрески относятся к XVI-XVII векам. Яркая и значимая фреска изображает Собор двенадцати апостолов - небесных покровителей храма. Есть два извода изображения Пресвятой Троицы - "Отечество" и "Авраамово гостеприимство". Троица «Отечество»: Бог-Отец – Ветхий Денми (символическое иконографическое изображение образа Бога Отца в образе седовласого старца), Бог-Сын отрок Эммануил (имя Эммануил присваивается любым изображениям Христа-отрока— как самостоятельным, так и в составе композиций икон Богородицы с Младенцем, Отечества, Собора Архангелов и др.), Святой дух – голубь. Такая композиция Троицы типична для российского Новогорода. Троица «Авраамово гостеприимство» с обильным столом и агнцем. В христианском богословии три ангела символизируют собой ипостаси Бога, которые мыслятся как нераздельные, но и неслиянные — как единосущная Святая Троица.

Иконы.

В конце XIX века известный иконописец Михаил-Гоброн Сабинин написал для храма Светицховели на основе древнегрузинских икон, фресок и миниатюр, которые он в течение своей жизни тщательно изучал, икону «Слава Грузинской Церкви», похожую на величественный свод грузинской агиографии.

В центре иконы изображен приготовленный из ствола мироточивого кедра столб, который Ангел поднял ввысь наподобие Воздвижения Креста. Он должен был служить главной опорой для купола строящегося храма Светицховели. Это изображение имеет, кроме буквального, еще и символическое значение:

1) оно указывает на метафизическую сторону православного храма. Храм — это священное место, концентрация духовного света, где реально присутствует горний мир. Храм — явление вечности во времени и бесконечности в пространстве;

2) мистическое строительство храма — это распространение христианства на земле, оно будет продолжаться до Второго Пришествия Спасителя;

3) Небесная Церковь невидимо, но постоянно участвует в судьбах Церкви земной. Обе Церкви составляют единый мистический организм;

4) Ангел-хранитель помогает созидать храм нашего сердца. Главным столпом этого духовного храм является православная вера, стенами — надежда, вершиной — любовь.

В верхней части иконы изображен Иисус Христос, как на иконе Вознесения — с простертыми для благословения руками. От Христа исходят лучи света, озаряя две сферы — небо и землю, делая их взаимопроникновенными. По правую сторону от Христа изображена Богоматерь, в руках Ее омофор — длинный узкий платок, который носили иудейские девушки. По преданию, Иверия — это апостольский жребий Девы Марии. Рядом с Девой Марией изображен святой великомученик Георгий Победоносец, родственник равноапостольной Нины. По левую сторону от благословляющего Христа стоят апостолы Андрей Первозванный и Матфий. Композиционный центр иконы «Слава Грузинской Католикосской Церкви» — Животворящий Столп, а под ним — тело Сидонии с Хитоном на груди.  Равноапостольная Нина с крестом в руке, царь Мириан и царица Тамара. Вокруг в молитвенном созерцании стоят святые Грузинской Церкви.

Святыни:

• Хитон Господень - покоится под храмом. В 2006 году со Святой Земли был привезен камень красноватого оттенка, который был возложен на фрагмент Хитона Господня в соборе.

• Плащ (милоть) ветхозаветного пророка Ильи.

• Животворящий Столп - находится почти в центре храма при переходе от центрального нефа в боковой южный неф. Над Столпом построена каменная сень, расписанная фресками XVII века. Большинство сохранившихся фрагментов иллюстрируют историю Хитона Господня и самого Столпа. В основании северной стороны имеется ниша с дверцами, где было место для взятия чудотворного мира, истекавшего из Столпа (миротечение прекратилось после нашествия шаха Аббаса I в начале XVII века).

• список с древней Цилканской иконы Божьей Матери. Подлинник иконы хранится в Музее искусств в Тбилиси. По преданию, образ Богоматери с младенцем написан на досках от вифлеемских ясель Иисуса.

• мощи апостола Андрея Первозванного

• ставротек с частицами Животворящего Креста.  

Текст завещания католикоса Мельхиседека здесь: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/IX/840-860/Gruz_dok_9_15/1-20/3.htm

добавить в избранное
Поделиться: