< >
Организация туров и экскурсий
по Грузии, услуги размещения
Валюта
Достопримечательности

Главный храм Тбилиси до переноса кафедры каталикос-патриарха в собор Святой Троицы. В Сиони хранится глава апостола Фомы (в раке, справа от алтаря). Слева от алтаря хранится Крест Святой равноапостольной Нины, в алтарной части хранятся мощи Святого Раждена.

Многие спрашивают: «Ведь апостол Фома был замучен в Индии, как же в Грузии оказалась его святая глава?» Дело в том, что в конце IV века часть мощей апостола Фомы была перевезена в Византию. Византийское правительство послало целый флот для того, чтобы взять эту святыню из Индии. Затем, вероятно, во время падения Константинополя, когда многие святыни из Греции были вывезены в соседние страны, глава апостола Фомы была перенесена в Грузию. Уже в XVII веке русский путешественник – иеромонах Арсений (Суханов) видел ее в одном из грузинских монастырей, о чем написал в своей книге «Паломник».

9 апреля 1802г. в Грузию вернулся крест святой Нины. Крест с 1749 г хранился в имении царей Грузии в изгнании в России. В 1801г его принесли в дар императору Александру I. «…Зная, сколь драгоценна сия святыня для грузинского народа и желая возвращением ее дать новое доказательство моего о нем попечения, я препроводил сей крест туда для помещения его в Тифлисском главном Соборе…» , — писал Александр I в феврале 1802 года к князю Георгию Александровичу.

Строительство Сиони приписывают царю Вахтангу Горгасали, но Картлис Цховреба указывает на «народ и некую женщину», то есть храм строился на частные пожертвования. Является ровесником мцхетскому Джвари и был закончен раньше него. Летопись сообщает, что «ко времени возвращения императора Ираклия, то есть к 626 г, храм был закончен». Простоял он чуть больше ста лет и был разрушен арабом Мирваном Глухим. С этого времени (середины VIII в),  Тбилиси - столица Арабского эмирата. В городе правит эмир и население, в основном, исповедует ислам. Судьба Сиони в этот период точно неизвестена. Хотя богослужение и велось, но нет никаких упоминаний о новом строительстве. Только в начале XII века храм заново отстраивается царем Давидом Строителем в современном архитектурном облике.

Сионский кафедральный собор находится в юрисдикции Католикоса-Патриарха Грузии. Представляет собой центрально-купольное сооружение с развитой восточной частью в виде выступающих граненых апсид. Купол Сиони покоится на сводах, опирающихся на алтарные стены и два столба. Как своды, так и арки имеют стрельчатое очертание, что, по-видимому, является результатом переделок XVII в. Наружная орнаментика сдержанна и суха по рисунку. Сравнительно больше орнаментирован барабан купола. Как снаружи, так и внутри собора можно проследить несколько строительных слоев, и поэтому датировать его точно не представляется возможным, хотя дошедшая до нас композиция характерна для архитектуры Грузии зрелого средневековья (XII—XIII вв.).

В 1518 году шах Исмаил I, во время разорения Тифлиса, приказал все святыни, в том числе и Сионскую икону Божией Матери, бросить в реку Куру. Течением икону унесло в предместье города Навтлуг, где она была обнаружена и взята из воды. Ныне списки (копии) древней Сионской иконы распространены по всей Грузии, есть икона и в возрождённом Сионском соборе.

В 1657 г. пристроили преддверье и современный купол.

В 1710 г. отделали Сиони болнисским туфом.

В сентябре 1795 г. Сиони был сожжен, все фрески и иконостас погибли! Митрополит Тифлисский заперся с духовенством в Сионском соборе, но персы выломали двери, раскидали святыню, перебили священников и самого старца митрополита сбросили в Куру с виноградной террасы его дома. Колокольня Сиони, 1425 года постройки, была разрушена.

22 апреля 1803г в Сиони торжественно похоронили военного наместника Российской империи генерала Лазарева, зарезанного вдовой царя Георгия XII, царицей Марией (Цицишвили).

В 1812 г. храм восстановили, построили новую колокольню и храм возобновил богослужение. 22 августа 1828г здесь венчались А.Грибоедов и Н.Чавчавадзе.

В 1853-1856г князь Гагарин начал работы над фресками обновленного собора.

Огромный интерес Гагарина был связан с реставрацией фресок, особенно с их сохранностью. Внимательно изучив различные виды красок, используемые западными мастерами, и путем экспериментов, он выяснил, что связующее красок, используемых при написании фресок, составлено из воска, смол (мастикса и элеми) и скипидара, эти краски «потребляются как масляные, но крепче пристают к стене, особенно если по окончании живописи ее впитают в стену прогреванием маленькой ручной печкой, называемой каутерием. Этот способ живописи был применен им впервые во время строительных и реставрационных работ в Тифлисском Сионском соборе Успения Богородицы, где князь Г.Гагарин и художник М.Трощинский провели работы по укреплению старой живописи и выполнили новые росписи в неовизантийском стиле. По проекту Гагарина, восстановлен фасад Сионского собора и создан иконостас. По окончании работ, М. Трощинский расписал также дом и церковь экзарха. Состав красок, разработанный Г.Гагариным, был использован им и во время реставрации фресок в Мцхетском соборе и Бетании, где он обнаружил заброшенный храм, расчистил завалы и обнаружил старинные фрески, в том числе образ царицы Тамар (1851г.), а затем составил подробные чертежи и отчет об этой находке, занимался реставрацией Анчийского Спаса.

В 1883 г экзарх освятил Сиони после реставрации.

А с 1978 по 1986 г в храме проведена очередная реставрация. Раскрытая старая кладка цоколя дает представление о первоначальном очертании плана (реставрационными работами руководил Т. Кипароидзе. По его проекту построена церковь святого Николая в Нарикала в 1997г). Выявились ступенчатый цоколь и следы северной пристройки Сиони. При расчистке южного притвора открылись облицованные туфом слои. Старинную кладку законсервировали. Восстановили южный нартекс. Автор современных фресок на западной стене - художник Леван Цуцкиридзе.

В 1952 году в Сиони был похоронен каталикос-патриарх Каллистрат, канонизорованный ГПЦ в 2016 году (день памяти 3 февраля).

Сиони - храм Успения Богоматери
Сиони - храм Успения Богоматери

Главный храм Тбилиси до переноса кафедры каталикос-патриарха в собор Святой Троицы. В Сиони хранится глава апостола Фомы (в раке, справа от алтаря). Слева от алтаря хранится Крест Святой равноапостольной Нины, в алтарной части хранятся мощи Святого Раждена.

Многие спрашивают: «Ведь апостол Фома был замучен в Индии, как же в Грузии оказалась его святая глава?» Дело в том, что в конце IV века часть мощей апостола Фомы была перевезена в Византию. Византийское правительство послало целый флот для того, чтобы взять эту святыню из Индии. Затем, вероятно, во время падения Константинополя, когда многие святыни из Греции были вывезены в соседние страны, глава апостола Фомы была перенесена в Грузию. Уже в XVII веке русский путешественник – иеромонах Арсений (Суханов) видел ее в одном из грузинских монастырей, о чем написал в своей книге «Паломник».

9 апреля 1802г. в Грузию вернулся крест святой Нины. Крест с 1749 г хранился в имении царей Грузии в изгнании в России. В 1801г его принесли в дар императору Александру I. «…Зная, сколь драгоценна сия святыня для грузинского народа и желая возвращением ее дать новое доказательство моего о нем попечения, я препроводил сей крест туда для помещения его в Тифлисском главном Соборе…» , — писал Александр I в феврале 1802 года к князю Георгию Александровичу.

Строительство Сиони приписывают царю Вахтангу Горгасали, но Картлис Цховреба указывает на «народ и некую женщину», то есть храм строился на частные пожертвования. Является ровесником мцхетскому Джвари и был закончен раньше него. Летопись сообщает, что «ко времени возвращения императора Ираклия, то есть к 626 г, храм был закончен». Простоял он чуть больше ста лет и был разрушен арабом Мирваном Глухим. С этого времени (середины VIII в),  Тбилиси - столица Арабского эмирата. В городе правит эмир и население, в основном, исповедует ислам. Судьба Сиони в этот период точно неизвестена. Хотя богослужение и велось, но нет никаких упоминаний о новом строительстве. Только в начале XII века храм заново отстраивается царем Давидом Строителем в современном архитектурном облике.

Сионский кафедральный собор находится в юрисдикции Католикоса-Патриарха Грузии. Представляет собой центрально-купольное сооружение с развитой восточной частью в виде выступающих граненых апсид. Купол Сиони покоится на сводах, опирающихся на алтарные стены и два столба. Как своды, так и арки имеют стрельчатое очертание, что, по-видимому, является результатом переделок XVII в. Наружная орнаментика сдержанна и суха по рисунку. Сравнительно больше орнаментирован барабан купола. Как снаружи, так и внутри собора можно проследить несколько строительных слоев, и поэтому датировать его точно не представляется возможным, хотя дошедшая до нас композиция характерна для архитектуры Грузии зрелого средневековья (XII—XIII вв.).

В 1518 году шах Исмаил I, во время разорения Тифлиса, приказал все святыни, в том числе и Сионскую икону Божией Матери, бросить в реку Куру. Течением икону унесло в предместье города Навтлуг, где она была обнаружена и взята из воды. Ныне списки (копии) древней Сионской иконы распространены по всей Грузии, есть икона и в возрождённом Сионском соборе.

В 1657 г. пристроили преддверье и современный купол.

В 1710 г. отделали Сиони болнисским туфом.

В сентябре 1795 г. Сиони был сожжен, все фрески и иконостас погибли! Митрополит Тифлисский заперся с духовенством в Сионском соборе, но персы выломали двери, раскидали святыню, перебили священников и самого старца митрополита сбросили в Куру с виноградной террасы его дома. Колокольня Сиони, 1425 года постройки, была разрушена.

22 апреля 1803г в Сиони торжественно похоронили военного наместника Российской империи генерала Лазарева, зарезанного вдовой царя Георгия XII, царицей Марией (Цицишвили).

В 1812 г. храм восстановили, построили новую колокольню и храм возобновил богослужение. 22 августа 1828г здесь венчались А.Грибоедов и Н.Чавчавадзе.

В 1853-1856г князь Гагарин начал работы над фресками обновленного собора.

Огромный интерес Гагарина был связан с реставрацией фресок, особенно с их сохранностью. Внимательно изучив различные виды красок, используемые западными мастерами, и путем экспериментов, он выяснил, что связующее красок, используемых при написании фресок, составлено из воска, смол (мастикса и элеми) и скипидара, эти краски «потребляются как масляные, но крепче пристают к стене, особенно если по окончании живописи ее впитают в стену прогреванием маленькой ручной печкой, называемой каутерием. Этот способ живописи был применен им впервые во время строительных и реставрационных работ в Тифлисском Сионском соборе Успения Богородицы, где князь Г.Гагарин и художник М.Трощинский провели работы по укреплению старой живописи и выполнили новые росписи в неовизантийском стиле. По проекту Гагарина, восстановлен фасад Сионского собора и создан иконостас. По окончании работ, М. Трощинский расписал также дом и церковь экзарха. Состав красок, разработанный Г.Гагариным, был использован им и во время реставрации фресок в Мцхетском соборе и Бетании, где он обнаружил заброшенный храм, расчистил завалы и обнаружил старинные фрески, в том числе образ царицы Тамар (1851г.), а затем составил подробные чертежи и отчет об этой находке, занимался реставрацией Анчийского Спаса.

В 1883 г экзарх освятил Сиони после реставрации.

А с 1978 по 1986 г в храме проведена очередная реставрация. Раскрытая старая кладка цоколя дает представление о первоначальном очертании плана (реставрационными работами руководил Т. Кипароидзе. По его проекту построена церковь святого Николая в Нарикала в 1997г). Выявились ступенчатый цоколь и следы северной пристройки Сиони. При расчистке южного притвора открылись облицованные туфом слои. Старинную кладку законсервировали. Восстановили южный нартекс. Автор современных фресок на западной стене - художник Леван Цуцкиридзе.

В 1952 году в Сиони был похоронен каталикос-патриарх Каллистрат, канонизорованный ГПЦ в 2016 году (день памяти 3 февраля).

добавить в избранное
Поделиться: