< >
Организация туров и экскурсий
по Грузии, услуги размещения
Валюта
Достопримечательности

«Я бы взял отсюда эти виды, если бы то было возможно; самое лучшее богатство твоего царства и города - бани минеральных вод» - говорил персидский шах Аббас царю Луарсабу в начале XVII века. Рассказывают, что Ага Мохаммед-хан в 1795 году, при разрушении Тифлиса, сначала пощадил так восторгавшие шах-Аббаса знаменитые тифлисские минеральные бани и даже купался в них, надеясь получить исцеление от своего недуга, но когда они оказались бессильными, он в гневе приказал разрушить и их до основания.
 Но уже в мае 1829 года А.С. Пушкин посетил Тифлис и писал: "Отроду не встречал я ни в России, ни в Турции ничего роскошнее тифлисских бань."


Район бань – древнейшая часть Тбилиси. Распространено мнение, что именно наличие в этом месте горячих серных источников, заставило людей здесь поселиться. Даже легендарный царь Вахтанг Горгасал обратил внимание на это место, благодаря случаю, произошедшему во время соколиной охоты на фазанов. Сегодня в Абанотубани установлен памятник легенде об основании Тбилиси - сокол держит в когтях пойманного фазана.

”Множество источников и бесчисленное количество ручьев вытекает из горы, из них семьдесят-восемьдесят горячих источников. В старое время каждый государь, мусульманин или неверный грузин, сооружали над этими горячими водами купола для своих бань…”, писал иранский историк XVII века Искандер Мунши. Не пришлось долго думать как назвать город. Тбили по-грузинский, теплый. Такие образом, горячие минеральные источники дали название городу.

Ибн-Хаукаль писал: "Тифлис — город больше вселенной, ибо во всей вселенной не найти таких бань, как в Тифлисе. Вода в них кипит сама, без помощи огня". В Передней Азии количество бань  в городе было своеобразным показателем его значимости.

Русский купец и паломник Василий Гагара (Яковлев): «Божьим созданием тех горячих колодезей есть за шестьдесят. И над колодезями учинены палаты вельми красные, а в тех палатах и в тех колодезях моются христиане и басурмане, и трутся кисеями, а не вениками, а веников не знают...».

Воздействие купаний в горячей серной воде, считается благотворным для организма человека. Серная вода излечивает кожные заболевания, укрепляет суставы, помогает при ревматизме.  В районе Абанотубани действует бальнеологический курорт. Архитектура бань — традиционная восточная. Сами бани представляют собой очень низкие приземистые здания и находятся, с точки зрения постороннего наблюдателя, под землей, снаружи видны только сводчатые полукруглые купола, так что туристы ходят прямо по крышам бань. Сверху купол, как правило, заканчивается небольшой башенкой с проемами, служашей для вентиляции и освещения. Стены бань сделаны из кирпича, пол и обычные ванны — из плит местного серого пористого камня. Более дорогие номера и ванны в них отделаны мрамором.

Бани, как и другие части города, разрушались, восстанавливали, перестраивались. Дошедшие до нас бани в большинстве своем относятся к XVIII веку. Названия бань происходили от имени их владельца (бани Ираклия, Энала), или от каких-либо свойств (Прохладная, Пестрая). «Чрели абано» Пестрая баня выстроенная в так называемых «восточных формах» была переделана во второй половине  XIX века. Баня получила название из-за пестрых изразцов, покрывающих портал, увенчанный по углам башенками в форме минаретов.

В настоящее время, все бани состоят из отдельных кабинетов, вмещающих разное количество посетителей от 2 до 20. Оплата почасовая от 30 до 200 лари за час. При пребывании в бане более часа, оплата берется за каждые следующие полчаса. Терщик с кисой (специальной жесткой рукавицей из овечьей шерсти) оплачивается отдельно и стоит от 10 до 20 лари с человека. Комплектация кабинетов обязательно включает бассейн с проточной горячей серной водой, мраморный стол для процедур, душ с пресной водой, туалет и комнату отдыха. Можно заказать кабинеты, имеющие также бассейн с холодной пресной водой и сухую сауну. 

Совет: если вы собираетесь посетить баню смешанной компанией, захватите из дома купальники.

В старину горожане здесь не только мылись – бани были местом общения, в котором засиживались надолго. Досуг на Кавказе проводят, в том числе, играя в шахматы, нарды и кости. В сквере Гейдара Алиева (бюст Г.Алиеву установлен в 2007 году) в Абанотубани установлен памятник кочи – игральной кости. Кочики - специально обработанные косточки из сочленений голени со стопой задних ног барана, дикой козы (джейрана) и подобных животных. Привычный нам вид, игральная кость приобрела относительно недавно. Изначально в кости играли совсем по-другому. Настоящая кость имеет всего 4 положения: «алчу» , «тохани» , «чуки» , «тали». Во время игры, игроки бросали, как правило, не одну, а несколько костей, которые образовывали разные комбинации. 

Серные бани Тбилиси
Серные бани Тбилиси

«Я бы взял отсюда эти виды, если бы то было возможно; самое лучшее богатство твоего царства и города - бани минеральных вод» - говорил персидский шах Аббас царю Луарсабу в начале XVII века. Рассказывают, что Ага Мохаммед-хан в 1795 году, при разрушении Тифлиса, сначала пощадил так восторгавшие шах-Аббаса знаменитые тифлисские минеральные бани и даже купался в них, надеясь получить исцеление от своего недуга, но когда они оказались бессильными, он в гневе приказал разрушить и их до основания.
 Но уже в мае 1829 года А.С. Пушкин посетил Тифлис и писал: "Отроду не встречал я ни в России, ни в Турции ничего роскошнее тифлисских бань."


Район бань – древнейшая часть Тбилиси. Распространено мнение, что именно наличие в этом месте горячих серных источников, заставило людей здесь поселиться. Даже легендарный царь Вахтанг Горгасал обратил внимание на это место, благодаря случаю, произошедшему во время соколиной охоты на фазанов. Сегодня в Абанотубани установлен памятник легенде об основании Тбилиси - сокол держит в когтях пойманного фазана.

”Множество источников и бесчисленное количество ручьев вытекает из горы, из них семьдесят-восемьдесят горячих источников. В старое время каждый государь, мусульманин или неверный грузин, сооружали над этими горячими водами купола для своих бань…”, писал иранский историк XVII века Искандер Мунши. Не пришлось долго думать как назвать город. Тбили по-грузинский, теплый. Такие образом, горячие минеральные источники дали название городу.

Ибн-Хаукаль писал: "Тифлис — город больше вселенной, ибо во всей вселенной не найти таких бань, как в Тифлисе. Вода в них кипит сама, без помощи огня". В Передней Азии количество бань  в городе было своеобразным показателем его значимости.

Русский купец и паломник Василий Гагара (Яковлев): «Божьим созданием тех горячих колодезей есть за шестьдесят. И над колодезями учинены палаты вельми красные, а в тех палатах и в тех колодезях моются христиане и басурмане, и трутся кисеями, а не вениками, а веников не знают...».

Воздействие купаний в горячей серной воде, считается благотворным для организма человека. Серная вода излечивает кожные заболевания, укрепляет суставы, помогает при ревматизме.  В районе Абанотубани действует бальнеологический курорт. Архитектура бань — традиционная восточная. Сами бани представляют собой очень низкие приземистые здания и находятся, с точки зрения постороннего наблюдателя, под землей, снаружи видны только сводчатые полукруглые купола, так что туристы ходят прямо по крышам бань. Сверху купол, как правило, заканчивается небольшой башенкой с проемами, служашей для вентиляции и освещения. Стены бань сделаны из кирпича, пол и обычные ванны — из плит местного серого пористого камня. Более дорогие номера и ванны в них отделаны мрамором.

Бани, как и другие части города, разрушались, восстанавливали, перестраивались. Дошедшие до нас бани в большинстве своем относятся к XVIII веку. Названия бань происходили от имени их владельца (бани Ираклия, Энала), или от каких-либо свойств (Прохладная, Пестрая). «Чрели абано» Пестрая баня выстроенная в так называемых «восточных формах» была переделана во второй половине  XIX века. Баня получила название из-за пестрых изразцов, покрывающих портал, увенчанный по углам башенками в форме минаретов.

В настоящее время, все бани состоят из отдельных кабинетов, вмещающих разное количество посетителей от 2 до 20. Оплата почасовая от 30 до 200 лари за час. При пребывании в бане более часа, оплата берется за каждые следующие полчаса. Терщик с кисой (специальной жесткой рукавицей из овечьей шерсти) оплачивается отдельно и стоит от 10 до 20 лари с человека. Комплектация кабинетов обязательно включает бассейн с проточной горячей серной водой, мраморный стол для процедур, душ с пресной водой, туалет и комнату отдыха. Можно заказать кабинеты, имеющие также бассейн с холодной пресной водой и сухую сауну. 

Совет: если вы собираетесь посетить баню смешанной компанией, захватите из дома купальники.

В старину горожане здесь не только мылись – бани были местом общения, в котором засиживались надолго. Досуг на Кавказе проводят, в том числе, играя в шахматы, нарды и кости. В сквере Гейдара Алиева (бюст Г.Алиеву установлен в 2007 году) в Абанотубани установлен памятник кочи – игральной кости. Кочики - специально обработанные косточки из сочленений голени со стопой задних ног барана, дикой козы (джейрана) и подобных животных. Привычный нам вид, игральная кость приобрела относительно недавно. Изначально в кости играли совсем по-другому. Настоящая кость имеет всего 4 положения: «алчу» , «тохани» , «чуки» , «тали». Во время игры, игроки бросали, как правило, не одну, а несколько костей, которые образовывали разные комбинации. 

добавить в избранное
Поделиться: